Магические ключи в литературе

Автор Admin, 20 февраля 2023, 13:48:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

ψ

Цитата: Aberg от 10 декабря 2024, 18:48:29Ну и ритуальные "убийства" младенцев Дженкисом и Кецией во славу черного человека - это тоже ключ/алгоритм, который Гилман не смог взять в виду своих будхиальных установок.

Здравствуйте, Пётр Александрович, коллеги.
Насчет убийств младенцев думал, пока четкого понимания до конца не сложилось, но некоторые соображения есть.

С одной стороны, само по себе участие в убийстве младенца, пусть даже не собственноручно (здесь Гилману дали только чашу подержать) предполагает как бы некоторое признание своей сути, так сказать ритуальный съем белых одежд. А суть там конечно не светлая, да и бог, которого собственно пришли проводники, явно темный. Не просто так пришли, Гилман сам начал искать изначально разгадки тайн. Зов был. Получается как бы некоторый выход за пределы социальной нормы.

С другой стороны, это и жертва. Чем-то похоже на описание у Пелевина в Искусстве легких касаний, где детей приводят в жертву Кроносу. Младенец как большой объем времени.

Еще очень идет сходство с Мастером и Маргаритой, сбор крови барона Майгеля в чашу.
-Не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья.
Получается как бы напитываем кровью (то есть силой) определенные слои Земли, Тьму, чтобы что-то поднялось, проросло и дало плоды.
Можно наверно сказать, это для того чтобы поднять из Тьмы информацию, проявить этого бога, Черного Человека в реальность. По задумке. И что-то ведь поднялось, ушки-то разорвало. Эффект конечно оказался не тот.

А сама Кезия (или Кеция) предполагаю про ПО Свобода. Ведьма, судя по описанному, виртуозно умеет уходить от стражей порядка и весьма вероятно и от иных поползновений с загоном в рамки.

Admin

Уважаемые слушатели и ученики Школы Меньшиковой!

Следующее занятие факультета AD LIB "Магические ключи в Литературе" с Петром Александровичем состоится: 15.01.2025 г.

Домашнее задание и Литература к прочтению и исследованию к этому уроку:

Будем искать магические ключи в фантастической и мистической книге Дж. Апдайк - "Иствикские ведьмы".

Вы не можете просматривать это вложение.


Все свои исследования, мысли, осознания и открытия по книгам и авторам вы можете писать в ветке форума. После занятия можно будет обсудить ваши мнения о книгах и авторе в команде.

Запись на занятие через расписание
Формат: Онлайн
Допуск: 1 курс ОФ и курс AD LIB. ОТМ (пройденные 1-5 уроки)

ψ

Здравствуйте, коллеги. Всех с Йоллем.

Сарамаго. Прозрение

Поделюсь некоторыми мыслями.
В Прозрении как кажется, акцент сделан на поведение системы при столкновении с непредвиденным. В Слепоте больше на персональных процессах.

Очень подчеркнуто раздутая фигура президента, критерий оценки правильности: моя значимость больше чем чиновников. И все. Власть как некий атрибут, для престижа. Горизонт планирования невелик - строим стену, а как это будет работать - потом разберемся. Не учитываем ни целесообразности, ни затрат. Огонь в отрыве от Земли. Кабинет министров более приземленный, но тоже не глубокий, старшинство определеяется формальной должностью. Чем-то напоминает "подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый".

Белые бюллетени - нет предпочтений в предлагаемом множестве одобренных вариантов. И вроде по описанию люди как люди, и шпионы ничего необычного не видят. Как всплеск Хаоса. Видимо, это как раз тот самый Хаос в людях, о котором говорили на Ключах Города.

Опора системы эвакуируется. Система начинает пугать, мы уйдем - вы друг друга перегрызете. Пугаются преданные партиям люди, их не очень много, 17% суммарно. Пытаются сбежать, так же ночью, в то же время, по тем же дорогам, что и правительство. Их не выпускают, вдруг не свои. На этом этапе приводится диалог министров, что с одной стороны надо выпустить, потому что свои и как они потом будут за нас голосовать, а с другой стороны - а вдруг не свои, потеряем всю страну, а не только столицу. Победила вторая версия. Это говорит, видимо, о том, что возвращаться к старом порядку вещей уже никто не собирается. Реальная способность быть избранными утеряна. Конечно, обсуждаются планы в стиле "уж мы потом покажем", законы подправим, чтобы ух. Пугают разгромом и разграблением квартир. Только пугают, но этого оказалось достаточно.

При этом законы разрешают такое голосование, а потому преступления нет. Но "всякий разумный человек обязан понимать, что речь идет о такой простой, в сущности, вещи, как иерархия ценностей и здравый смысл, и начинается все с малого, сначала идут бюллетени с отмеченным кандидатом, потом – недействительные, потом – чистые, потом испорченные, и видно же, что демократия – под угрозой, если одна из второстепенных категорий нежданно оттеснит основную".

Напоминает Пелевина "Омон Ра". Отрубить ноги и потом мило заботиться о травмированных.

Историю со слепотой, как оказалось, замалчивали как неприличную (зачем об этом вспоминать, не надо). То есть провокация первая прошла без следа для системы. Выводы не сделаны, опыт не взят, а запихан под ковер. А для людей видимо все же изменения кое-какие пришли. Может быть и прозрение. Как пережитый опыт, кто ты без системы, когда все слепы и полиции под рукой нет, как и много чего еще. Только ты на белом фоне. Что можешь, чего стоишь.

История с председателем муниципального собрания и взрывом метро. Он как некоторая власть внутри окруженного города, конечно согласованная с Порядком (наверно здесь как ПО Свобода, в том самом смыле как альтернатива доминирующей Традиции). А потом она перестает быть согласована, и председатель из Свободы через Смерть оказывается в толпе, текущей по площади. Теперь обычный человек без должности. Попал ли он во внутренний круг? Скорее нет. Кажется, в романе происходит как раз смена кругов внутреннего и среднего местами, ее описание. Слепота политическая, как ее называет местное министерство, как отсутствие предпочтений между эгрегорами отдельных партий. И Жизнь и Смерть (взрыв метро) корректируют неприемлемые ценностно методы Традиции (разрыв предстедателем связи с министерством, отставка). Получается, он получает инструмент Традиции и выход на Хаос (тут под вопросом) как растворение в Воде.

Жена доктора. Не ослепла во время эпидемии. Видимо, по причине наличия мощного внутреннего Огня, Огня в связи с Землей. Взгляд внутрь себя - куда идем? И он же светит вокруг. Хотя бы на тех немногих в палате. Под этим взглядом очень видна лживость, нестыковки. И она не боится простых пугалок, видит иллюзорность, в городе без полиции пришли расследовать убийство 4 летней давности и т.д. Что интересно, то же видит и одноглазый старик с женщиной в очках.
И комиссар прозревает. Как более сильный Огонь, вбирающий и поглощающий более слабый. Он принимает ее позицию. Получается, вместо первого слепца, ритуально трижды "допрописавшегося" в действующий порядок доносами, появляется комиссар. И оказывается вхож в дом, пусть разово, уже на правах приглашенного гостя.

Образ первого слепца доносчика. Он не смог смириться со случившимся с его женой насилием, очень жесткая зацепка на убеждения. Развелись. И в текущей ситуации пишет донос. Он все же остается в системе.

Образ фонтана девушки с кувшином - потока воды нет. Даже того маленького, регулируемого. Высох. Позднее комиссар пишет подробное письмо о ходе расследования и сам как еще пока представитель Традиции через ее же инструмент - газету - запускает в систему как вирус информацию правдивую. И зашумела вода в фонтане. Сегодня во сне пришла эта картина с фонтаном, и была мысль, что это аркан. Таро не занимаюсь, а поиск похожих изображений не дал, но м.б. кому-то пригодится, можно посмотреть с этой позиции. И вот, информация пошла в копирование, но не "законное", от Традиции, а через ПО Свобода. На ксероксе. Город счел эту информацию нужной.

Эпизод с неудачной попыткой выезда массового еще показывает, как люди действительно живут в разных реальностях. Пусть и в общих декорациях. У кого-то вокруг враги - убьют, ограбят. А у кого-то нет. Возвращение не смотря на запугивание оказалось мирным. А со стороны оставшихся - просто наблюдаемые факты: "Уезжают", "Возвращаются". Здесь нет ненависти, нет отрицания. Просто факты.

И тоже об этом невыпускании и рассуждениях министерства, кто же останется за нас. Они же не собираются возвращаться, такой цели нет. Вся дальнейшая деятельность как будто происходит по инерции. Отомстить напоследок. Выборы провалены, по правилам системы же власть от этих людей уходит. Скорее здесь про желание продлить власть, ну и делаем хорошую мину при плохой игре, как бы не вы от нас отказались, а мы от вас решили уйти. Третий раз выборы проводить не стали с формулировкой что будет только хуже. Кому и почему? По-видимому, это будет третий отказ. А добровольность на всех уровнях видимо еще что-то значит.

Комиссар после "прозрения" встает на развилку - идти дальше в Традицию (а поимка жены доктора скорее укрепила бы его позиции в ней, а м.б. и с повышением статуса) или идти за другим. И там происходит этот разговор, где он все честно выкладывает прекрасно понимающему ситуацию министру и отказывается подгонять дело под желаемую позицию. Судить без вины. Да, здесь очень четкий бинер, ты либо делаешь так, как мы хотим, либо идешь к своим новым друзьм, как минист это называет. Но в общем-то "если ты не альбатрос, то и я не тУпик". Комисссар действует в рамках системных правил, по крайней мере формальных. Здесь игра формы и содержания. По форме традиционно правильное действие - отстаивание истины (назовем это так), оказывается проявлением Свободы. На этом этапе с нми ничего не происходит. Да, пугают. Отсутствием указаний. Убивают уже после внедрения "вируса".

Министр культуры и министр юрист. Сдают портфели. "Мы хотели внедриться к ним, а они внедрились к нам". И с их подачи вспоминается и слепота 4 года назад. Но поскольку выводы своевременные сделаны не были, да и ситема меняться не хочет, а возможно уже и не может, происходящее объявляют политической слепотой.  Ну и все делается для продавливния иллюзии собственной нужности. Как может быть стадо без пастуха. Стадо оказалось неблагодарное и смогло.

Как некоторый итог. Провокации жесткие, и для людей и для системы. И у людей - каждому свое, реальности их дейсвтительно соприкасаются в той мере, насколько это примелемо и допустимо для обеих сторон. Для системы отказ от продления договора - ну негодяи конечно, не хотят добровольно продлевать - штука значимая. Правительство не подавляет город, не вводит в него армию - оно оставляет землю и что-то извне старается изменить. А причина отказа тут видимо в комбинации "не бей по руке дающей" и "жри что дали". Ну и стагнация, да, и жесткая иерархичность, пусть и под биркой демократии. Напоследок убили и жену доктора, и собаку, и комиссара, и наверно самого доктора. Ну, отомстили.

Отчасти в романах есть и отражение жизни автора, значительная часть при правлении Салазара, эмиграция от цензуры и т.д.