Новости:

Dear colleagues! We are looking to add a member to our team of English translators. Someone at a native speaker level would be the best candidate to support us in our task. Please reach out to smkschool@wikimagic.ru, to submit your interest.

Главное меню
avatar_DimDim

Бог Браги

Автор DimDim, 18 мая 2020, 16:55:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Admin


~Таисия~

Приветствую, уважаемые коллеги!

Ув. DimDim, Ваш пример, несомненно, подходящий, но вот что хотелось бы отметить: некоторые женщины могут не столько обращать внимание на внешность мужчины, сколько на волнующий голос, мудрые и трансформирующие реальность речи, вообщем, как говорят в народе: «любить ушами» :).

И поскольку на мою долю пришёлся доклад о силе, творящей через слово, хочу и на просторах форума немного о ней поведать, а также о форме скальдического стихосложения.

Итак, О Браги!

В древнескандинавской традиции известно два Браги:
      Первый причисляется к 12 основным богам асам-небожителям, которые «на тронах сидели», другими словами, - годи (основные силы), образующие священный круг. Браги в этом составе считается богом мудрости, красноречия, поэзии и песни.  По лексическому значению Браги имеет единый корень с рус. словом «брага», что может отражать представление древних скандинавов о настоящей поэзии – как о пьянящем напитке.
       Из других древнескандинавских и исландских источников известен норвежский скальд - Браги Старый (Бодда-сон), стихи которого считаются одним из древних образцов скальдической поэзии.

Бра́ги, как правило, изображается старым и с длинной бородой — символом мудрости и богатого опыта.

Имя Браги упоминается во многих источниках: в Старшей Эдде Браги фигурирует в «Видение Гюльви», «Речи Гримнира», «Речи валькирии Сигрдривы», «Перебранка Локи»; в Младшей Эдде: «Язык Поэзии», «Речи (норвежского конунга) Хакона», «Речи (конунга) Эйрика» и др.
Браги написал 20 строф на щите конунга Рагнара, описывающих различные мифологические и героические сказания. Одна из них отражена в Саге об Инглингах.

Хейти Браги: «Муж Идунн», «зачинатель поэзии», «длиннобородый ас» (всех длиннобородых зовут по его имени «Браги-бородач»), «сын Одина». Про себя он отвечал так одной великанше: «Кузнец корабля Видура», «обладатель дара Гаута», «щедрый певец», «податель напитка Игга», «творец поэзии», «искусный кузнец стихов», где Видур, Гаут и Игг – хейти Одина.

Имя Браги широко используется для образования кеннингов, которые ложатся в основу скальдического стихосложения.

Скальд-поэт – это мастер СЛОВА, умеющий воздействовать на окружающих, и менять реальность.

Во времена всеобщего расцвета магических искусств в Скандинавии зарождается искусство Скальдскап – искусство заклинаний или скальдическая магия, связанное с магией священных рун.
Заклятия, сложенные в традициях скальдического искусства и записанные рунами, считались на Северо-Западе Европы одним из самых могущественных магических средств.
Каждый эриль прекрасно владел магией отдельных рун, а каждый скальд — знаниями и опытом эриля.
Можно сказать, что руническое искусство скальдов рождается в слиянии одного дара богов «Мёд поэзии» с другим даром - «Знание рун». Отведав волшебства поэтического слова (магию древнейших заклинателъных песен) и познав магию рун (магию древних эрилей) скандинавские маги становятся скальдами.

Что же представляет собой заклинание скальда?

Основные формы скальдических заклинаний — драпа и нид.

Драпа - хвалебная песнь, которая при прочтении её вслух или при вырезании её рунами оказывает благотворное воздействие на того, кому посвящена.
Магия драпы сложна, но основная идея её проста: Могучим воинам поют хвалебные песни — спой хвалебную песнь простому человеку, и он, в силу законов магического соответствия по закону «Принадлежности» и закону «Причины и следствия», сам станет могучим воином, (т.е. следует присвоить ему песню, и поменять местами причину и следствие).

Отношение к действию драпы в Средние Века было более чем серьёзным. За сложение драпы провинившемуся перед конунгом скальду могло проститься очень многое, а скальду, чистому перед властителем, многое могло быть даровано. Известны случаи, когда скальды, совершив непростительные с точки зрения средневековой скандинавской морали действия против князей и попавшие к ним в руки, спасали свою жизнь и честь именно таким образом.
Например, как-то один скальд по имени Эгиль не поладил с норвежским конунгом Эйриком, - убил его сына, да ещё и жена Эйрика оказалась колдунья, которая закляла скальда на встречу да так, что однажды корабль Эгиля попал в сильный шторм и был разбит о скалы рядом со столицей Эйрика, после чего чудесным образом выживший скальд угодил прямо в руки неприятеля-конунга, но единственно что его спасло – это ночь перед смертной казнью, за которую он сочинил хвалебную вису (драппу) и исполнил её перед казнью, за что и был помилован.

Другая распространённая форма скальдических заклинаний — нид - хулительная песнь.
Пример работы того же Эгиля: Изгнание из Норвегии конунга Эйрика, в результате которого он становится правителем Нортумбрии.
В своё время, будучи в ссоре с Эйриком (тогда ещё владевшим Норвегией), Эгиль высадился на небольшой островок у скандинавского морского побережья. Там он воткнул в землю деревянный посох и насадил на него лошадиный череп, направил его в сторону конунга и проговорил заклинание, а затем вырезал заклинание рунами и оставил эту конструкцию в щели между скалами. Результат - конунга изгоняют с территории его страны.


Скальдическое искусство – это удивительный мир!, доставшийся нам (благодаря тем же скальдам) в наследство :otala:

Проявляя собственное творчество в составлении заговоров и оговоров можно брать за основу как уже составленные древние висы, проверенные веками, так и пробовать составлять свои, при этом учитывая особенности магического стихосложения.

Вот 10 ОСОБЕННОСТЕЙ СКАЛЬДИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

Форма должна:
1.   Сохранять традиции формообразования,
которая практически не изменялась более чем за полутысячи лет. Управляться действием сложных и предельно детализированных правил.
2. Создаваться для каждой висы заново,
выявляя индивидуальное мастерство – отличительный орнамент - скальда.
3. Скрывать смысл висы,
заставляя слушателей напрягаться разгадывая смысл (делать слушателей сопричастными творчеству скальда).
4. Побеждать стихию языка.
Стихию звука, слова, фразы можно представить в виде определённой не упорядоченной энергии звучания, которую необходимо уложить в гармонично звучащий космический порядок.
5. Быть архаичной.
Скальд должен владеть словами глубочайшей древности и при этом использовать все возможности современного языка.
6. Быть синонимичной.
Использовать множество «хейти», не повторяться.
7. Использовать «кеннинги» - иносказательное обозначение ключевых понятий.
Например, перефраз «корабля» в «лыжи жижи» и т.п. , что открывает широкие возможности для творчества.
8. Отражать комбинаторику слов в синонимичных словосочетаниях, придавая новизну фразе. К примеру, такие кеннинги мужчины, как  «пень, дуб, посох» могут комбинироваться с обозначением сражения "битва", "лязг щитов", "буря мячей" в следующие словосочетания "пень битвы", "пень лязга щитов", "пень бури мячей", "дуб битвы",...и т.п.) и всё это лишь обозначение «воина». Множественность вариантов образовывается усложненными 3-х, 4-х, 5-ти и более членными словосочетаниями.
9. Играть на разъединении самых тесных синтаксических комплексах,
образуя новые строки или разделяя иным предложением (к примеру, первая строка может продолжаться лишь в третьей, минуя вторую, которая в свою очередь содержит предложение с иным замыслом).
10. Нести множественные смыслы,
которые, как матрёшка, могут скрываться один в другом.

Думается, что углубление в таинственное искусство формосложения скальдов, способствует сближению с МАГИЕЙ СЛОВА.


Марфа Васильевна

Цитата: ~Таисия~ от 24 мая 2020, 20:20:39По лексическому значению Браги имеет единый корень с рус. словом «брага», что может отражать представление древних скандинавов о настоящей поэзии – как о пьянящем напитке.
Добрый день, Таисия, замечательный пост о скальдике, но всё же не могу не вставить свои "пять копеек".
Имя Браги никак не связано ни с русским "брага", ни с английским "brew" (др.исл. brugga - варить, гнать). Это довольно распространённая в интернете ошибка.
Даже, если предположить, что славяне позже каким-то образом позаимствовали это слово у скандинавов и придали ему такое значение, то всё равно отражать представление скандинавов о поэзии это не может ни коим образом. В эпоху древнескандинавского языка связи между Браги и "брага" просто не могло быть.
Имя Браги имеет другой корень. Оно происходит от "bragur", слово, как это обычно для древнескандинавского, имеет несколько значений, но ни одно из них не связано с самогоноварением. В случае с Браги логично было бы предположить связь со значением "поэзия" и "лучший, первый".

~Таисия~

Приветствую, ув. Марфа Васильевна!
Благодарю за замечание, симпатизирую Вашей внимательности к деталям!
Цитата: Марфа Васильевна от 25 мая 2020, 10:18:01
Имя Браги никак не связано ни с русским "брага", ни с английским "brew" (др.исл. brugga - варить, гнать). Это довольно распространённая в интернете ошибка.
К сожалению, не владею ни древнескандинавским, ни древнегерманским языками, поэтому воспользовалась переводом Л.Кораблёва, который высказывает своё предположение: «Само его имя родственно слову «брага», то есть в его имени, видимо, можно видеть дск. представление о настоящей поэзии – «пьянящий напиток»,  (См. «Древнегерманский мифологический словарь», стр.42).
Цитата: Марфа Васильевна от 25 мая 2020, 10:18:01
Оно происходит от "bragur", слово, как это обычно для древнескандинавского, имеет несколько значений, но ни одно из них не связано с самогоноварением.
Могу только предположить, что имя Браги изначально записывалось рунами, а то, что сейчас имена «Квасир» и «Браги» имеют схожесть с русскими словами «квас» и «брага» позволило фантазии разгуляться в попытках представления возможного алхимического процесса.

Однако, не хотелось бы, чтобы эти «фантазии» воспринимались буквально, поскольку это лишь попытки ментального отображения (при сопоставлении с доступной на сегодняшний день технологией) с вероятностным искажением.

Скальды ведь, в своё время, тоже могли сказать на корабль, что это «лыжи жижи» или представить воина в виде «пень лезвия бритвы». ;)

Regonens

Приветствую!)
Захотелось рассказать про бога Браги. Я уже ушла, конечно, в проживаниях  каналов богов до конца. Но, некоторые моменты, продолжают раскрываться и решила рассказать о Браги, голоса тех событий, которые происходили на его канале, а точнее память, с которой, столкнулась в этот период меня глубоко тронули и просят рассказать.
Так получилось, что после вхождения в канал Браги, я в тот момент, продолжала чистки по Норнам.
Начиная с Хель и после возвращения с РП я большую часть времени проводила загородом, на даче, Карелия, Перешееки и т.п. И, на Браги, почти на следующий день, путь проживания завел меня сначала на заброшенное финское кладбище. Причем, я совсем не ожидала там это найти и оказаться. Но, меня привело. Как оказалось кладбище было совсем заброшенным, и практически разграбленным,  и ворота и памятники или разбиты, или унесены на какие-то иные нужды.
За период Браги и последующие каналы богов, меня приводили еще потом к поиску других заброшенных финских кладбищ, но, рассказать хотела о другом. Как оказалось, на этих заброшенных кладбищах, которые, по воле разных политических войн остались на территории РФ  похоронены сказатели и рунопевцы Финляндии, Карелии, Ингермаландии, Швеции и иных Северных народов.
Одно из захоронений, оказалось практически рядом с местом дачи. Как оказалось, в этот период проживания, Финляндия праздновала памятный день связанный с ижорской сказительницей и рунопевицой Ларин Параске. Ей поставлен памятник в Хельсинки,  её портреты писали живописцы, и тот же Ян Сибелиус приглашал ее в Финляндию, чтобы записать ее загадки, песни финских народов, плачи и т.п.
В том числе, мифологический эпос Калевала, состоящий сам по себе из рунических песен, включает в себя следы, в том числе Ларин.
Финляндия выпустила альбом с руносказателями и певцами куда была включена и Ларин и многие другие, кто остался на территории по другую сторону границы.
Умерла Ларин и была похоронена в теперешней Ленинградской области, для меня было неожиданностью, так вот прикоснуться и узнать, что в нескольких минутах езды на велосипеде или машине, можно увидеть памятник рунопевицы. И, как потом оказалось, ее памятник почти единственное, что сохранилось на том старом кладбище. Нашла потом и ее дом и там есть маленькая памятная табличка, которую, как я поняла, сделали финские сообщества, которые стараются несмотря на границы, поддерживать память. После этого, приходила еще информация и про другие подобные кладбища на территории области и Карелии, где тоже есть рунопевцы. И, даже нашла целый музей посвященный рунопевцам и сказителям в Карелии.
В период Браги, направления дорог вели в неожиданные направления. Информация шла и  поднималась, перечитала в этот период Толкиена, где невероятное количество стихов, Калевалу, Эдды, и сами тексты воспринимались очень тонко. Пересмотрела старую сказку "Сампо", где главным инструментом и магическим артефактом является Кантеле (струнный  инструмент похожий чем-то на Гусли).
Очень интересный был период и много открытий, уроков и понимания.

Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят "ты", хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.

Миневич

Цитата: Regonens от 16 июля 2020, 22:32:35В том числе, мифологический эпос Калевала, состоящий сам по себе из рунических песен, включает в себя следы, в том числе Ларин.
Финляндия выпустила альбом с руносказателями и певцами куда была включена и Ларин и многие другие, кто остался на территории по другую сторону границы.
У
Здравствуйте, ув. Regonens. Благодарю за ваш рассказ и открытие  творчества писательницы. Замечательно и  личное ваше включение в ее канал. Узнавайте о ее творчестве как можно объемнее, Браги вас ведет).

Миневич

.
Цитата: ~Таисия~ от 18 мая 2020, 11:15:53А как вы думаете, коллеги, "трусость" Браги - это уязвимость системы или особенность его функционального проявления?
Здравствуйте, ув. ~Таисия~, коллеги. Интереснейшая дискуссия развернулась на канале бога Браги, что радует). Функция этого бога- передать потомкам память о смыслах деяний богов, происходивших событиях, конфликтах и достижений, перенести все это в будущее в разнообразных формах, о которых вы так интересно и подробно описали в своих постах. Дуэли Лермонтова, Пушкина возможно давали нужный им всплеск для раскрытия полноты канала, а именно это было и есть самое ценное.  И называют ли их трусами .. не имеет значения- главное, что  задача выполняется.